Главное МЕНЮ ЭНЦИКЛОПЕДИИ
 

Вавилон
Вавилонская башня
Михаил БУДАРИН
«Так говорит Господь Саваоф: толстые стены Вавилона до основания будут разрушены и высокие ворота его будут сожжены огнем;
итак напрасно трудились народы и племена мучили себя для огня.» /Иер. 51:58/

«Внезапно пал Вавилон и разбился; рыдайте о нем ….»

 
 

Очередная загадка истории, на которую современные ученые до сих пор не могут найти ответ, связана с гибелью библейского Вавилона и знаменитой Вавилонской башни в Борсиппе. Эта наполовину сгоревшая и оплавленная до стекловидного состояния чудовищной температурой башня, сохранилась до настоящего времени, как символ Божьего гнева.
Она является наглядным подтверждением правдивости библейских текстов о страшной ярости небесного огня, обрушившегося на Землю в середине второго тысячелетия до нашей эры.

 
 

Согласно библейской легенде, Вавилон был построен Нимродом, которого принято отождествлять с великаном-охотником Орионом. Это очень важное обстоятельство в астральной легенде, определяющее одно из пяти мест предыдущих появлений «кометы-возмездие» на ночном небосклоне, о чем будет рассказано в соответствующем месте.
Нимрод был сыном Хуша и потомком Хама, одного из трех сыновей легендарного Ноя: «Хуш родил также Нимрода: сей начал быть силен на земле. Он был сильный зверолов пред Господом; потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом.
Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне, в земле Сенаар
.» /Быт. 10:8-10/
И сейчас я должен сказать то, что покажется ортодоксальным ученым фантастически неправдоподобным.
Вавилон, Эрех, Аккад и Халне явились наследниками исчезнувшей земли Сенаар, метрополия которой ранее находилась на Канарских островах.
Библейский миф рассказывает, что после Ноева потопа люди предприняли попытку построить город Вавилон (от шумер. Bab-ily – «врата Бога».) и Вавилонскую башню «высотой до самых небес».
И здесь уместно сказать, что в мифологических текстах название «врата Бога», «небесные врата», а также «врата ада» употребляются для обозначения мест космических взрывов, в эпицентре которых от небесного огня погибало все живое.

Разгневанный неслыханной людской дерзостью, Бог «смешал их языки» и рассеял строителей Вавилонской башни по всей земле, вследствие чего люди перестали понимать друг друга: «И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город.
Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле
» /Быт. 11:5-9/.
Поэтому другое значение слова Вавилон воспроизводят от древнееврейского слова balal – «смешение».

Вавилонская башня
TURRIS BABEL
Athanasius Kircher, 1679
 

Это умышленное библейское искажение название города, основанное на сходстве звучания слов, в действительности отражает и историческую реальность. Результаты археологических раскопок свидетельствуют о том, что время гибели Вавилона – это время великого переселения племен и народов, смешения их языков и обычаев, освоение и захват новых территорий.
Недалеко от города Вавилона находятся развалины Борсиппы с сохранившимися руинами обгоревшего древнего храма и огромной храмовой башни, которую и принято считать упоминаемой в Библии легендарной Вавилонской башней.
Правда, некоторые археологи оспаривают это название, на том основании, что в черте города Вавилона имелась своя храмовая башня, причем не менее солидных размеров.
Как определили археологи, башня из Борсиппы ранее состояла из семи ярусов-ступеней, стоящих на массивном квадратном основании.
Раньше они были окрашены в семь цветов: черный, белый, пурпурно-красный, синий, ярко-красный, серебристый и золотистый. Даже сейчас остатки башни впечатляют. Её оплавленный остов, стоящий на холме, на 46 метров возвышается над основанием башни.
Стены башни, сложенные из обожженного кирпича, как и огромных размеров культовые помещения внутри, сильно пострадали от огня.
От жара немыслимой температуры верхняя, бoльшая часть башни буквально испарилась, а оставшаяся, меньшая часть башни оплавилась в единую стекловидную массу, как с внутренней, так и с наружной стороны.
Вот как об этом пишет Эрих Церен: «Нельзя найти объяснение тому, откуда взялся такой жар, который не просто раскалил, но и расплавил сотни обожженных кирпичей, опалив весь остов башни, все ее глиняные стены.»

Любопытно привести и свидетельство Вильгельма Кенига, пытавшегося осмыслить причину немыслимого жара, буквально расплавившего ступенчатую башню-зиккурат в Борсиппе: «Обычные строительные кирпичи могут расплавиться только в очень сильном огне.

Строительство Вавилонской башни
ROMANESQUE PAINTER, French
The Building of the Tower of Babel
Fresco - Abbey Church, Saint-Savin-sur-Gartempe

Но как это могло случиться на открытом воздухе? Что же послужило причиной? Где был источник энергии, которая смогла расплавить кирпич?
Даже если поступить совершенно безрассудно, а именно: обложить весь зиккурат легко воспламеняющимся материалом, и потом поджечь его, то как же всё-таки могла бы расплавиться внутренняя часть этой массивной кирпичной постройки? И всё-таки случилось именно так …»

И далее: «… при каких-то неизвестных обстоятельствах, атмосферный заряд вызвал огромную молнию, которая попала в башню, где высокая степень влажности создала подходящие условия для возникновения электрического разряда. При этом влага оказала гигантское сопротивление, способствующее возникновению такой температуры, что внутренняя кирпичная обшивка массивной постройки расплавилась, а вода, скопившаяся на стенах башни испарилась и вызвала многочисленные взрывы. Взрывы разрушили большую часть каменной кладки, которая обрушилась с высокой террасы, и горящее расплавленное ядро переместилось вверх.» (Эрих Церен «Библейские холмы», М., изд. «Правда, 1966 г.)

 
 

А вот как описывал башню из Борсиппы путешествующий по Месопотамии в 1867 году Марк Твен: « она имела восемь ярусов, два из которых стоят и по сей день - гигантская кирпичная кладка, рассевшаяся посредине от землетрясения, опаленная и наполовину расплавленная молниями разгневанного Бога
Надо сказать, что до настоящего времени ни один исследователь так и не смог удовлетворительно объяснить это чудовищное оплавление, под воздействием какой-то немыслимой температуры, из-за которой верхняя часть кладки превратилась в пар, а остатки оплавленной башни как бы расщепились сверху донизу.
Попытки объяснить это оплавление ударом молнии большой мощности, нельзя признать убедительными, что прекрасно видно из приводимой ниже справки о линейных молниях.
По современным представлениям, линейные молнии – это гигантские искры, возникающие между облаками, или между облаком и поверхностью земли. Их средние размеры исчисляются несколькими километрами, но иногда встречаются молнии до пятидесяти и даже ста пятидесяти километров. Средняя сила тока разряда от 20 до 100 килоампер, но иногда достигает 500 килоампер.
Средняя температура канала молнии 25000-30000 градусов по Кельвину.
Совершенно очевидно, что ни одна, даже сверхмощная молния не могла сплавить в единый монолит Вавилонскую башню. И уж тем более разрушить прилежащий к ней храм, а также находящийся в полутора десятках километров от нее город Вавилон, окружность которого, по уточненным археологами данным, составляла 18 километров, а толщина стен оценивается в 25 метров.

 
Питер Брюгель - ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ
Питер Брюгель - ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ
BRUEGEL, Pieter the Elder
The Tower of Babel
1563
Oil on oak panel, 114 x 155 cm
Kunsthistorisches Museum, Vienna

 

А согласно сведениям Геродота, город Вавилон представлял собой почти правильный четырехугольник, и располагался по обе стороны реки Евфрат. Каждая сторона этого четырехугольника равнялась приблизительно 22 километрам, а толщина стен составляла 50 локтей (локоть – ок. 52 см), и по ним можно было одновременно проехать по шесть колесниц в ряд.
А высота стен, и в это почти невозможно поверить, достигала 100 метров. Стены города имели 100 медных ворот, а на самих стенах высились 250 башен. Весь город был окружен широким и глубоким рвом.
В середине второго тысячелетия до н.э., Вавилон являлся культурным, духовным и политическим центром Халдеи, и одним из самых богатых и могущественных городов всего Древнего Мира. Это было время расцвета и величия Вавилона. Город имел самый большой запас золота в мире, и казалось ничто не могло поколебать его могущества.
Современники называли его «красота Халдеи», «житница Халдеи», «гордость Халдеи», «слава царств», «золотой город».
А библейские тексты сообщают, что «Вавилон был золотою чашей в руке Господа».
Так что же разрушило Вавилон и оплавило до стеклообразного состояния Вавилонскую башню?
Несомненно, что эта чудовищная температура, которая сопоставима только с жаром ядерного взрыва, возникла как результат гигантского электроразрядного взрыва падающего небесного тела, огненный столб которого накрыл храмовую башню, а высвободившаяся энергия разряда, в виде колоссальной мощности взрывной волны, обрушилась на город Вавилон, в считанные минуты превратив его в груды развалин.
Гибель города была столь страшной, что составители библейских текстов с трудом подбирают эпитеты для обозначения его ужасного разрушения.
Вавилон, который был «золотой чашей в руке Господа», вдруг в течение одного Судного дня «сделался ужасом между народами», «царством Антихриста», «пустыней опустошенной», «грудой развалин», «домом запустения» и «жилищем шакалов».
Вот как выглядят библейские пророчества, о гибели Вавилона, которые совершились: «Вот приходит день лютый, с гневом и пылающей яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее.
Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим.
Я накажу мир за зло, и нечестивых за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей; …
Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающего гнева Его….
И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра.
Не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем.
» /Ис. 13:9-11,13,19-20/
Из приведенной цитаты видно, что Вавилон погиб от небесного огня, также как и древнее пятиградие.
О том же пророчество и Иеремии: «О, ты, живущий при водах великих, изобилующий сокровищами! пришел конец
твой, мера жадности твоей! … И воздам Вавилону и всем жителям Халдеи за все то зло, какое они делали на Сионе в глазах ваших, говорит Господь. …
Трясется земля и трепещет; ибо исполняются над Вавилоном намерения Господа сделать землю Вавилонскую пустынею без жителей. …

И Вавилон будет грудою развалин, жилищем шакалов, ужасом и посмеянием, без жителей. …
Как взят Сесах, и завоевана слава всей земли! Как сделался Вавилон ужасом между народами! …
Города его сделались пустыми, землею сухою, степью, землею, где не живет ни один человек, и где не приходит сын человеческий.
И восторжествует над Вавилоном небо и земля и все что на них; ибо от севера придут к нему опустошители, говорит Господь. …
Пронесется гул вопля от Вавилона и великое разрушение от земли Халдейской. …
Так сотворит Господь Саваоф: толстые стены Вавилона до основания будут разрушены и высокие ворота его будут сожжены огнем; итак напрасно трудились народы и племена мучили себя для огня
».
/Иер. 51:13,24,29,37,41,43,48,54,58/
Надо сказать, что мощность электроразрядного взрыва крупного метеорита может исчисляться сотнями тысяч мегатонн в тротиловом эквиваленте, что значительно превышает мощность современных термоядерных зарядов, поэтому гибель обнесенного циклопическими стенами Вавилона, с его гигантскими зиккуратами, как свидетельствуют библейские тексты, продолжалась менее одного часа.
Город был буквально сметен с лица земли колоссальной мощности взрывной волной электроразрядного взрыва, превратившись в огромные горы обуглившегося щебня и мусора.
Развалины древнего Вавилона располагаются на берегах Евфрата, примерно в ста километрах от современной столицы Ирака Багдада, и после взрыва представляли собой гигантские горы мусора и находятся вблизи возникшего позже, арабского поселения Гиллах.
Эти холмы щебня арабы называли Амран ибн Али, Бабил, Джумджума и Каср.
Местоположение древнего Вавилона изначально было известно археологам, и некоторые из них, в том числе удачливые Лэйярд и Опперт, даже делали на его развалинах пробные раскопы, но осознавая огромный объем земляных работ и количество необходимых для этого денег, не отважились на организацию серьезных археологических исследований.
И только в самом конце девятнадцатого века, весною 1899 года великий немецкий археолог Роберт Кольдевей, получив на производство работ баснословную по тем временам сумму в полмиллиона золотых марок, рискнул начать раскопки, конечно не предполагая, что ему понадобится целых восемнадцать лет, чтобы добраться до развалин столицы древней Халдеи.
Для выполнения никогда ранее не производившегося объема земляных работ, ему пришлось выписать из Германии полевую железную дорогу, и проложить к месту раскопа железнодорожную колею. Надо сказать, что железная дорога первый, и, кажется, единственный раз, применялась при археологических работах подобного масштаба.

Толщина слоя земли, смешанной с песком пустыни, золой и пеплом, над развалинами Вавилона превышала десять метров, но тяжелый труд в адских условиях пустыни был вознагражден открытиями, принесшими Роберту Кольдевею заслуженную мировую славу.
И в память о нем мне хочется напомнить один случай из жизни этого удивительного человека, о котором рассказал Эрих Церен в своей книге «Библейские холмы».
Эрих Церен пишет, что Роберт Кольдевей с глубоким уважением относился к религиозным убеждениям людей, хотя и имел славу человека с очень тяжелым характером.
Однажды на развалины Вавилона, где работала экспедиция Кольдевея, пришли паломники, чтобы своими глазами увидеть библейский город. И Кольдевей, несмотря на постоянную занятость, целый день лично сопровождал их по развалинам, подробно объясняя, где находилась «пещь огненная», в которую Навуходоносор повелел бросить трех отроков, показывал кирпичи с клинописным царским клеймом, объясняя наивным слушателям, что это остатки знаменитой огненной надписи: «Мене, мене, текел, упарсин.», и серьезно объяснял и показывал другие свидетельства библейского текста.
Позже, отвечая на вопрос коллег, зачем он так долго дурачил доверчивых пилигримов, Кольдевей сказал очень важные слова, характеризующие духовность этого человека: «Неужели я мог разочаровать их и лишить радости? Ведь это событие они запомнят на всю жизнь».

 
 
Остатки Вавилонской башни
Остатки подлинной Вавилонской башни,
раскопанные Робертом Кольдевеем

И он по праву занимает свое место в пантеоне археологической славы.

На основе раскопок экспедиции Роберта Кольдевея стало возможным воспроизвести реконструкцию Древнего Вавилона, в развалинах которого при раскопках ворот богини
Иштар, были найдены изображения синкретического животного «Сирруш», состоящего из частей четырех синкретических животных: фантастического четвероного животного, идентифицировать которого не удалось, орла, змеи и скорпиона, что позволяет считать его прообразом Большого Сфинкса.

Библейские тексты называют Вавилон городом греха и разврата, но на самом деле он был настоящим городом богов. Археологи раскопали на его территории десятки храмов верховного бога Мардука и сотни святилищ других божеств. Например, согласно клинописным текстам, в городе располагалось «53 храма, 55 святилищ верховного бога Мардука, 300 святилищ земных и 600 небесных божеств, 180 алтарей Иштар, 180 алтарей Нергал и Адади и 12 других алтарей.»
Но это не спасло его от ярости космического огня и потопа.

 
 
 

Надо сказать, что никто из исследователей и археологов, не желает обращать внимание на то, что развалины Вавилона, разрушенного электроразрядным взрывом, были еще и затоплены водами Ноева потопа.
Поэтому, давайте прочитаем библейские тексты еще раз: «устремилось на Вавилон море; он покрыт множеством волн его. … Ибо Господь опустошит Вавилон и положит конец горделивому голосу в нем. Зашумят волны их, как большие воды, раздастся шумный голос их. … И напою до-пьяна князей его и мудрецов его, областеначальников его, и градоправителей его, и воинов его, и заснут сном вечным и не пробудятся, говорит Царь, - Господь Саваоф имя Его.» /Иер. 51:42,55,57/.
Косвенно это подтверждают и результаты раскопок археологической экспедиции Роберта Кольдевея.
Вавилон, который раскапывали рабочие Кольдевея, представлял собой город, построенный на развалинах многочисленных, еще более древних построек, но многолетние попытки добраться до этих культурных слоев, были безуспешны, грунтовые воды постоянно заливали шахты.
Разрушившая Вавилон космическая катастрофа подорвала все устои вавилонского царства и стала причиной его упадка.
Исторические документы абсолютно точно зафиксировали дату, которую считают началом Нововавилонского царства – 1596 год до н.э. в современном летоисчислении.
А это еще раз свидетельствует о том, что гибель Старо вавилонского царства явилась следствием космической катастрофы 1596 года до н.э., о чем современные историки пока не осведомлены.
Вавилон оказался не последним, в скорбном ряду погибших от небесного огня городов, сгоревших во время Критской катастрофы.
Древние камни ирландских крепостей Дундалка и Экосса, знаменитого Хатусаса и индийских городов до сих пор хранят следы необычайно мощного оплавления, причину которого так и не смогли определить современные ученые, не знающие о событиях космической катастрофы, оставившей надежные доказательства происходивших трагических событий для потомков.

ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ Гюстава Доре
Вавилонская башня
иллюстрация к Библии Гюстава Доре (Gustave Dore)

Источник - книга "Комета-возмездие", автор - доктор исторических наук, член Союза писателей России
Бударин Михаил Дмитриевич
http://kometa-vozmezdie.ru

Также в книге раскрыты тайны Египетских пирамид и Большого Сфинкса, Вавилонской башни, Календаря Майя, Стоунхенджа, Дендерского гороскопа и многие другие. Исследована основа христианского вероучения, установлена дата, которая у верующих называется "концом света".
Выводы и расчеты сделаны на основании исторических документов, мифов, легенд, Библии и подтверждены памятниками истории.

в начало
 

Вавилонская башня - устоявшееся название башни, которую построили люди на сто первом году после потопа в земле Сеннаар (на равнинном берегу реки Евфрат, примерно в 50 км от Персидского залива) для возвеличения своего имени (Быт 11.1-9) (в Библии - башня). На месте этой башни (в нескольких километрах к юго-западу от небольшого арабского городка Гила или Гиллах) теперь находится холм высотой около 70м с остатками башни наверху высотой около 12м.
Библейский словарь Вихлянцева В.П.

ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ (смешение; Быт 11:4-9) - была построена потомками Ноя в долине Сеннаарской. Племя Хамово, из опасения угрожающего ему рассеяния и рабства (Быт 9:25-27), вознамерилось воспрепятствовать исполнению Божественного определения и в союзе с другими племенами начало строить большой город на долине Сеннаарской, а при нем высокую башню, которая могла бы служить центром всех племен и в то же время знаком их равенства. По недостатку на долине Сеннаарской камней, строители делали из глины и обжигали кирпичи, вместо же извести употребляли земляную смолу. Господь смешал язык их, так что они, будучи не в состоянии понимать один другого, должны были прекратить свое безумное предприятие и разойтись по разным странам, отчего произошли разные народы, говорящие разными языками. Город прозван Вавилоном, т.е. смешением. Высота и объем башни, по первоначальным дошедшим до нас рисункам, были по истине громадны. Хронологи вычисляют, что потомки Ноя должны были употребить три года только на одно собрание материалов и не менее двадцати двух лет на постройку самой башни. По одному древнему преданию, кирпичи или, как вернее можно назвать их, плиты, употребленные для постройки башни имели каждая по 20-ти англ. фут. в длину, 15-ти в ширину и 7-ми в толщину.
Энциклопедия архимандрита Никифора

Вавилонское столпотворение
Библия рассказывает о построении послепотопными людьми башни в Вавилоне, которая, по предположению строителей, должна была достигнуть неба (Быт. XI, 1-9) . По библейскому рассказу и позднейшим иудейским преданиям, виновником предприятия был Нимрод. Основав сильное государство, он возгордился первым успехом и задумал основать всемирную монархию, вопреки воле Божией, определившей потомкам Хама (к которым принадлежал Нимрод) быть рабами других. И вот, с этою целью, в знак своего могущества и в качестве центра всемирной власти, хамиты порешили построить "башню вышиною до небес". Предприятие, таким образом, было не только безумное и неисполнимое, но и противное божественному предначертанию. Поэтому, когда закипела работа, обжигались кирпичи и заготовлялась земляная смола, Господь порешил покарать строителей. Он смешал язык их так, что они перестали понимать друг друга и не в состоянии были продолжать постройки, а затем мало помалу рассеялись по всей земле.
С археологической точки зрения библейский рассказ был предметом многих исследований, имевших целью определить, какая из вавилонских развалин наиболее соответствует признакам Нимродовой башни. Таких развалин около города Гиллы, расположенного на месте древнего Вавилона, несколько. Первый серьезный исследователь вавилонских развалин, Роулинсон, полагал, что остатки вавилонской башни нужно искать в Ниффере, верстах в 140 к юго-востоку от Гиллы, где находится масса кирпичей, цементированных земляной смолой, как именно и говорится в Библии. Но это мнение, не находящее себе подтверждения в авторитетных свидетельствах древних писателей, оставлено, и теперь мнения исследователей разделяются между двумя другими развалинами, имеющими гораздо более права на отождествление с Вавилонской башней. Одна из этих развалин находится к северу от древнего Вавилона и доселе известна у местных арабов под именем Бабиль, а другая к юго-западу от него, на правом берегу Евфрата, и называется у арабов Бирс-Нимруд, т.е. Башня Нимрода. Обе развалины грандиозны и показывают, что на построение этих сооружений пошла невообразимая масса труда и миллионы кирпичей. Особенно величественно из них последнее, и так как арабское название его прямо совпадает с библейским указанием на Нимрода, то большинство исследователей склоняются к отождествлению этой именно развалины с Вавилонской башней. В пользу того же мнения говорит одна клинообразная надпись Навуходоносора, в которой заявляется, что царь, найдя в Борсиппе (пригороде Вавилона) развалины башни семи светил, возобновил ее. В настоящее время БирсНимруд представляет собою обнаженный холм, имеющий 235 футов вышины. На первый взгляд это простой земляной холм, но раскопки показали, что это остаток построенного из кирпича здания. На вершине холма, в виде обветшалого замка, стоит остаток башни, на 40 футов выдающийся над общей массой развалин. По описанию Геродота (I, 181) Бирс-Нимруд (храм Бела) имел в своей основе стадию в ширину и длину (более 600 футов) , а по свидетельству Страбона - столько же в высоту. По приблизительному расчету Роулинсона, такая постройка должна была потребовать не менее 35 милл. кирпичей самого большого размера. Об огромности развалин можно судить по тому, что Александр Великий, с целью восстановить здание, в течение двух месяцев употреблял 10000 человек для удаления только мусора, который обрушился с нее в его время.
По библейскому воззрению, сначала все люди говорили одним и тем же языком. Это было великое благо, так как делало беспрепятственными взаимные сношения между ними; но они злоупотребили этим благом, и в наказание Бог смешал их языки, так что они перестали понимать друг друга и из их разных говоров образовались впоследствии разнородные языки. Разноязычие, по библейскому воззрению, есть, следовательно, наказание Божие, наложенное на людей с целью затруднить сношения их между собою, так как, в силу греховной наклонности сердца человеческого, подобными сношениями люди по преимуществу пользуются ко злу. В связи с библейским воззрением находится новозаветное сказание о том, что, когда, с целью распространения христианства, требовалось устранить препятствие, представляемое разноязычием для проповеди различным народам, то апостолам дан был дар языков, т. е. восстановлена была некогда отнятая у людей способность понимать общечеловеческий язык (Деян. II, 2 - 11).
Сказание о вавилонском столпотворении, с сопровождавшими его последствиями, сохранилось и в преданиях других народов - и прежде всего у самих вавилонян. Об этом уже можно было судить по свидетельству двух греческих писателей, черпавших свои сведения о Вавилонии из туземных источников - Полигистора и Абидена, из которых первый передает вавилонское предание в форме весьма близкой к библейскому сказанию. Но в недавнее время открыты подлинные вавилонские плиты, находящиеся теперь в Британск. музее. Хотя плиты эти сильно повреждены, однако клинопись сохранилась настолько, что можно воспроизвести общий смысл текста. В нем говорится, что Вавилон склонился ко греху, большие и малые в нем приступили к построению какой-то твердыни, но Бог в гневе своем порешил навести на них страх, сделал странным их язык и тем затруднил дальнейший успех дела ("Records of the Past", VII, 131 и 132) . Отголоски того же предания сохранились у египтян, которые рассеяние народов приписывали возмущению нечестивых людей против богов; у греков, сохранявших предание об аккадах, возымевших некогда гордую мысль при посредстве великой башни проникнуть в жилище богов, и даже в Новом свете - у мексиканцев и разных индейских племен.
Литература. Ср. Lucken, "Traditionen des Menschengeschlechts" (. 1869) ; Lenormant, "Origines de l\'histoire"; в русской литературе: А. Лопухин, "Библейская история при свете новейших исследований и открытий" (т. I, 214 - 230) ; Н. Астафьев, "Вавилоно-Ассирийские древности" (стр. 57).
А. Лопухин.
Энциклопедия Брокгауза и Эфрона

 
в начало
 

КОЛЬДЕВЕЙ (Koldewey) Роберт (1855-1925), нем. археолог, открывший развалины Вавилонской башни. Изучал археологию и историю искусств в Берлине, Мюнхене и Вене. Преподавал архитектуру. Обладая прекрасной подготовкой и неистощимой энергией, К. принимал участие в ряде трудных, а временами и опасных археологич. экспедиций (Сирия, Италия, Сицилия, Греция). В 1897-98 он возглавил раскопки на месте древнего Вавилона, где ему удалось найти руины сооружений времен Навуходоносора: фундамент 90-метровой башни (Этеменанки), висячие сады и улицу процессий с воротами Иштар, украшенными изразцами. Раскопки К. помогли библеистам составить представление о Вавилоне той эпохи, когда в этом городе жил и проповедовал прор. Иезекииль.
Керам К.В., Боги, гробницы, ученые, М., 1960; К л е н г е л ь - Б р а н д т Э., Путешествие в древний Вавилон, М., 1979.
"Библиологический словарь" священника Александра Меня

Роберт Кольдевей
Роберт Кольдевей
Роберт Кольдевей
(1855-1925)

Одним из археологов, занимавшихся поисками Вавилона был Роберт Кольдевей.
Родился он в Бланкенбурге, а вырос в Брауншвейге и Гамбурге. Сказать, что Роберт Кольдевей нашел свое призвание, раскапывая Джумджума (один из холмов, в котором были погребены развалины Вавилона), было бы, однако, неправильно. Более того, именно там честолюбию Кольдевея был нанесен жестокий удар, там он состарился, испортил себе жизнь. В 1898 году, когда Берлинский музей доверил Кольдевею раскопки Вавилона, он уже не был новичком в области археологии. Напротив, Кольдевей очень хорошо освоил эту специальность. В течение почти полутора десятка лет он проводил раскопки в ряде мест на территории Малой Азии. Уже в 1882-1883 годах он принимал участие в раскопках малоазиатского Ассоса на южном берегу Троады, проводимых американской экспедицией. Три года спустя Кольдевей по поручению Германского археологического института раскапывал древнейшие поселения на острове Лесбос. Вслед за тем, в 1887 году, он проводил пробные раскопки на вавилонских холмах. В 1889 году Кольдевей один, без всякой помощи, расчистил развалины Неандрии в Троаде. В последующие годы этот не знающий усталости человек вместе с другими немецкими исследователями продолжал археологические работы на юге Италии, потом в Сицилии и в конце концов опять в Сирии. В 1895 году Кольдевей прерывает свою исследовательскую деятельность. Этот человек, который почти 14 лет провел в пути как полевой археолог, принял на три года должность преподавателя в строительном училище в Герлитце. Но это была лишь передышка. В конце 1897 года он совершает поездку в Месопотамию, чтобы подготовиться к выполнению важного задания. Кольдевею исполнилось 43 года, и он был уже опытным археологом, когда наконец осуществилась заветная мечта его жизни. Как только берлинские музеи поручили Кольдевею раскопки Вавилона, он поставил следующие условия: раскопки должны продолжаться не менее пяти лет; в помощь ему должен быть выделен целый штат опытных немецких археологов и большой отряд местных рабочих. Общая сумма всех работ определялась суммой в полмиллиона золотых марок. Для прошедшего XIX века это была огромная сумма, ее предоставило вновь созданное Германское восточное общество. Вместо намеченных пяти лет Кольдевей провел на развалинах Вавилона около 18 лет. Только в 1917 году он вынужден был их покинуть, так как британские войска заняли Багдад и начали продвигаться к Вавилону. В Берлин Кольдевей вернулся уже пожилым человеком. Вавилон он больше никогда не увидел.
Вавилон. Роберт Кольдевей - История древнего мира

 
в начало
МИСТИКА, ЭЗОТЕРИКА, ПАРАНОРМАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Главное меню Энциклопедии
темы|понятия|род занятий|открытия|произведения|изобретения|явления
вид творчества|события|биографии|портреты|образовательный каталог|поиск в энциклопедии
 
Главная страница ЭНЦИКЛОПЕДИИ
Copyright © 2004 vlibs.ru
Design and conception BeStudio © 2010-2014