vlibs.ru - жизнеописания, история, рефераты, статьи, иллюстрации
ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ
описание картин

Н.Н. Ге
"Тайная вечеря"

Сергей Тихонов

 

В1863 году по возвращении в Россию Н. Н. Ге выставил картину “Тайная вечеря”, потрясшую Россию, как когда-то потряс её “Последний день Помпеи” К. П. Брюллова.

Ге был художником-передвижником, его многогранный талант позволял творить ему во всех жанрах русского искусства второй половины XIX века. Но во всех его работах присутствует глубокий психологизм в трактовке того или иного исторического события.
Так и в “Тайной вечере” Ге трактует традиционный религиозный сюжет как полное трагизма столкновение мировоззрений – героя, обрекающего себя на жертву ради общего блага, и его ученика, навсегда отказывающегося от заветов учителя.
Ге помнил идейный разрыв А. И. Герцена в “Былом и думах” с Т. Н. Грановским, тот разрыв, который совершается среди нас из рода в род, из века в век.
Художник изобразил Христа как человека, переживающего крушение идеалов, горечь разочарования. Поза Христа, его скорбное лицо разительно контрастирует с житейской порывистостью движений апостолов, встревоженностью их лиц. Нарушая академическую композиционную схему, Ге смещает фигуру Иуды к самому краю картины. К нему с тревогой, негодованием, гневом обращены взоры апостолов. Фигура уходящего Иуды рисуется в картине тёмным, зловещим силуэтом, она контрастирует с озарёнными светильником лицами оставшихся учеников. Ге вычленил из образа Иуды всё частное, можно сказать, что художник материализовал в нём важную для себя идею: Иуда – собирательный образ - “без лица”.
В картине мне кажется странным силуэт Иуды, а точнее его поднятые вверх локти.
Может, он закрывается от света, может, поднимая руки, Иуда пытается скрыться от этой ситуации и уже хочет, чтобы ее не было - ему стыдно и страшно.
А может, он просто запечатлен в момент накидывания на себя “плаща” и через мгновение спокойно уйдет “вершить свое дело”.
Поднятые вверх локти напоминают женский силуэт, и, возможно, этот силуэт призван напомнить нам Еву - первое Существо, искушенное дьяволом и кардинально изменившее историю Человечества. В этом плане Ева с Иудой очень похожи, они оба совершают “страшные поступки”, но Ева повергает все Человечество в муки на Земле, а через предательство Иуды все Человечество получает шанс на спасение и возвращение в Рай.
Мне интересно знать, с каким из этих предположений согласны Вы.
Взволнованная широкая живописная манера, борьба тревожного света светильников и льющегося из окна холодного лунного света, широкие взметнувшиеся тени усиливают впечатление драматизма сцены, придают ей романтический оттенок. Сейчас не просто понять очарование живописи “Тайной вечери”. Ге использовал в своей картине не более 4-5 оттенков красок: зелёной, жёлтой, оранжевой, коричневой, тёмно-красной. В тенях нет чёрной краски. Художник выполнил первоначально скульптурный эскиз, что позволило добиться большой пластической выразительности формы. Он в отличие от ранних своих работ лепит форму с помощью света, отказывается от локальной системы колорита. Написанию картины предшествовала тщательная разработка темы в этюдах. Голову апостола Иоанна Ге писал со своей жены, Петра – с самого себя. Христос у Ге приобретает сходство с А. И. Герценом и имеет некоторые черты с певцом Г. П. Кондратьевым.

 
 

Картина была выполнена в подмалевке в течение недели, за несколько месяцев закончена и в 1863 году привезена в Петербург. Реакция была не однозначна. Реакционная пресса усмотрела в картине “торжество материализма и нигилизма”, а цензура запретила воспроизводить ее. Академия вынуждена была признать оригинальность картины, выдающееся дарование её автора. Ге был избран действительным членом Академии художеств.

© 2000-2001 Сергей Тихонов
© Российский центр музейной педагогики и детского творчества

 
ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ

Главное меню ЭНЦИКЛОПЕДИИ


темы|понятия|род занятий|открытия|произведения|изобретения|явления
вид творчества|события|биографии|портреты|образовательный каталог|поиск в энциклопедии


Главная страница ЭНЦИКЛОПЕДИИ
Copyright © 2004 vlibs.ru
Design and conception BeStudio © 2004