vlibs.ru - жизнеописания, история, рефераты, статьи, иллюстрации
ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ
статьи
Где помещались "Тайные вечери"
Александр Майкапар
 

В эпоху Возрождения тема Тайной вечери, вместе с другими "трапезными" сюжетами из Нового Завета (Брак в Кане, Чудесное насыщение пяти тысяч. Ужин в Эммаусе), становится излюбленной в убранстве монастырских трапезных (фреска Андреа дель Кастаньо украшает трапезную флорентийского монастыря Сант Аполлония; фреска Таддео Гадди - трапезную флорентийского монастыря Санта Кроче). Для трапезной миланского монастыря Санта Мария делла Грацие написал свой шедевр Леонардо. "Во время нашего путешествия несколько лет назад мы видели эту трапезную еще в полной сохранности, - писал Гете. - Как раз против входа в нее, вдоль торцовой стены в глубине залы, стоял стол приора, а по обе стороны от него - столы монахов, приподнятые над полом на одну ступень, и только когда входящий оборачивался, он видел над невысокой дверью в четвертой узкой стене нарисованный стол, за которым сидел Христос со своими учениками, как если бы и они принадлежали к обществу, собравшемуся здесь. Должно быть, сильное было впечатление, когда в часы трапезы сидящие за столом приора и сидящие за столом Христа встречались взглядами друг с другом, словно в зеркале, а монахам за их столами казалось, что они находятся между двумя этими содружествами".
Следует отметить, однако, что ни один из персонажей "Тайной вечери" у Леонардо не обращает своего взгляда на зрителя, потому сидевшие за столом приора не могли бы встретиться взглядами с апостолами - Тайная вечеря была именно тайной, и не могло быть никаких посторонних собеседников (о тайности этой вечери забывали многие поздние художники, писавшие Тайную вечерю с большим числом дополнительных персонажей).
Иисус на Тайной вечере не только предрек предательство, но и указал конкретно на предателя. О том, как он указал на Иуду, повествуют Матфей, Марк и Иоанн. Свидетельства Матфея и Марка, правда, несколько отличаются от повествования Иоанна. Матфей пишет: "Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня"; Марк: "Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо". Согласно Иоанну, действие было иное: "Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту". Этот момент, изображенный по тому или иному источнику, ясно указывает на литературную программу художника. Так, Джотто опирался на Матфея и Марка, тогда как, например, неизвестный мастер, иллюстрировавший Библию де Флореффе, взял за основу рассказ Иоанна. В целом можно констатировать, что ранние художники, как правило, следовали Матфею и Марку, начиная же с Х века предпочтение отдавалось версии Иоанна.

 
 

В этом отношении интересна "Тайная вечеря" Андреа дель Кастаньо. В ее основе - рассказ Иоанна: у Иуды кусок, смоченный в вине, что обозначает его как предателя. Лудольф Саксонский, монах картезианского ордена, в широко распространенном в XIV веке трактате "Жизнь Христа" так комментирует это обстоятельство: кусок этот не был благословлен Христом, и таким образом, это не была истинная Евхаристия. Кастаньо преднамеренно противопоставляет руку Христа, благословляющую хлеб и вино, чтобы передать их апостолам, руке Иуды, уже держащей кусок. В этот самый момент в Иуду вошел сатана; художник передал это в облике Иуды: у него выявились сатанинские черты - горбатый нос, выступающая вперед козлиная борода. Его остановившийся взгляд выражает отчаяние. Христос, не обращая внимания на Иуду, с жалостью глядит на Иоанна, любимого апостола, сокрушенно склонившего голову на руку Христа. Позади Иуды, по левую руку Христа - Петр. Он смотрит на Учителя, и его взгляд как бы говорит о предчувствии им будущего своего отречения от Христа. Примечательно, что на задней стене во фризе помещен декоративный орнамент. На первый взгляд кажется странным число его овалов - тридцать три с половиной. Оно объясняется, по-видимому, возрастом Христа - в момент Тайной вечери ему было 33 года и несколько месяцев.

 
ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ

Главное меню ЭНЦИКЛОПЕДИИ


темы|понятия|род занятий|открытия|произведения|изобретения|явления
вид творчества|события|биографии|портреты|образовательный каталог|поиск в энциклопедии

Главная страница ЭНЦИКЛОПЕДИИ
Copyright © 2004 vlibs.ru
Design and conception BeStudio © 2004