Информационно-познавательный каталог-справочник
Леонардо да Винчи
Биография
Биографии, жизнеописания, описание творчества, изобретений и картин Леонардо да Винчи (Леонардио да Винче)

"...дивным и божественным был Леонардо, сын Пьеро из Винчи,
и он достиг бы великих итогов в науках и письменности,
не будь он таким многосторонним и непостоянным"
(Дж. Вазари)

Леонардо (Лионардо) да Винчи
(1452-1519)


- живописец, скульптор, архитектор, инженер, ученый. Родился 15 апреля 1452 г. в городе Винчи, близ Флоренции, незаконный сын местного нотариуса сера Пьера Винчи и молодой крестьянки Катарины.

Дом Леонардо в Винчи
Дом, где жил Леонардо с отцом Пьеро да Антонио

Воспитывался в доме отца и вместе с ним переселился в 1469 г. (а может быть, еще в 1466) во Флоренцию. Впервые его имя встречается там в книге корпорации флорентинских художников от 1472 г. В 1469-1476 гг. (а может быть, и до 1478) работал в боттеге Верроккио, в 1480 г. упоминается как имеющий собственную мастерскую. Первые свидетельства о самостоятельных работах: заказ на алтарный образ для капеллы св. Бернарда во дворце Синьории (1478; выполнен не был) и договор на "Поклонение волхвов" для монастыря Сан Донато а Скопето (1481; работа осталась незаконченной).
В 1482-1499 гг. в Милане, Леонардо находится на службе у герцога Лодовико Моро, в качестве военного инженера, архитектора, скульптора и живописца. В апреле 1500 г. Леонардо да Винчи возвращается во Флоренцию (через Мантую и Венецию). В 1502 около года служит у Чезаре Борджа, по поручению которого объезжает Романью, Умбрию и Тоскану. В 1503-1506 гг. во Флоренции работает над стенной росписью в зале Большого совета дворца Синьории ("Битва при Ангиари"), в 1506 г. возвращается в Милан на службу к французскому наместнику Шарлю д'Амбуаз, где живет до 1513 г. (с перерывом для поездки во Флоренцию в 1507 г.). С конца 1513 г. в Риме, откуда в 1516 г. был приглашен королем Франциском I во Францию на должность первого живописца, архитектора и механика короля. Умер в замке Клу 2 мая 1519 г., завещав рукописное наследство ученику Франческо Мельци, сопровождавшему его во Францию. Леонардо да Винчи был не только великим художником-живописцем, скульптором и архитектором, но и гениальным ученым, занимавшимся математикой, механикой, физикой, астрономией, геологией, ботаникой, анатомией и физиологией человека и животных, последовательно проводившим принцип экспериментального исследования. В его рукописях встречаются рисунки летательных машин, парашюта и вертолета, новых конструкций и винторезных станков, печатающих, деревообрабатывающих и других машин, отличающиеся точностью анатомические рисунки, мысли, относящиеся к математике, оптике, космологии (идея физической однородности вселенной) и другим наукам. Около семи тысяч страниц сохранившихся рукописей (написанных на итальянском языке в большинстве справа налево зеркально) были позднее разъединены и хранятся теперь в библиотеках Лондона, Виндзора, Парижа, Милана и Турина.



Город Винчи на карте Италии
Памятник Леонардо в Милане
Памятник Леонардо да Винчи в Милане
работы П.Маньи



Живописные работы Леонардо да Винчи
Первый флорентийский период: Ангел на "Крещении" Верроккио (Уффици); "Поклонение волхвов" (Уффици; незакончена, подготовительные рисунки пером в Уффици и Лувре); женский портрет (может быть, Джиневры д'Америго Бенчи, Вена, галерея Лихтенштейн); "Мадонна Бенуа" (Санкт-Петербург, Эрмитаж); "Св. Иероним" (Ватикан, галерея).
Первый миланский период: "Мадонна в гроте" для церкви Сан Франческо (Лувр и Лондон, Национальная галерея); "Мадонна Литта" (Санкт-Петербург, Эрмитаж); фреска "Тайная вечеря" (Милан, монастырь Санта Мариа делле Грацие (1495-1497); рисунки - в Милане (Брера), Венеции (Академия), Виндзоре, Страсбурге, Веймаре. Приписываются: портрет дамы с горностаем (Цецилии Галерани, Краков, музей); так называемая "Belle Ferroniеre" (Лувр); портреты женщины в профиль и музыканта в миланской Амброзиане. В Мантуе нарисовал портрет Изабеллы д'Эсте (теперь в Лувре). Второй флорентийский период: портрет Моны Лизы ("Джоконда", 1503, Лувр); рисунки для "Св. Анны втроем" и для "Битвы при Ангиари" в Лондоне, Оксфорде, Виндзоре, Будапеште, Венеции. Второй миланский период: "Св. Анна втроем" и "Иоанн Креститель" (обе - Лувр). Сохранились в копиях учеников "Флора, Вакх, две Леды". Приписываются: два "Благовещения" (Уффици и Лувр), "Мадонна с гвоздикой" в Мюнхенской пинакотеке.
Скульптурные работы Леонардо да Винчи не сохранились; остались рисунки и статуэтки (лучшая в Будапеште) конной статуи герцога Сфорца, модель которой была разрушена в Милане в 1499 г., и другой, также неосуществленной, статуи маршала Тривульцио.
Архитектурные и градостроительные проекты и рисунки (центрально-купольные постройки, планировка городов, купола Миланского собора, собора в Павии и др.) сохранились в собрании рисунков в Виндзоре, в так называемом Атлантическом кодексе, хранящемся в миланской библиотеке Амброзиана, и в других кодексах Леонардо.

в начало

Перейти на страницу ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
Главное меню ЭНЦИКЛОПЕДИИ
в начало

Леонардо да Винчи
Биография от Дж. Реале, Д. Антисери

Леонардо да ВИНЧИ - родился в Винчи, в Вальдарно , в 1452 г. Его отец Пьетро был нотариусом, мать Катарина — местная крестьянка. Начальное образование Леонардо получил во Флоренции. В 1470 г. он поступает в мастерскую Верроккьо; это событие сыграло значительную роль в формировании личности Леонардо. Он изучает математику и законы перспективы; интересуется анатомией и ботаникой; обращается к проблемам геологии; занимается проектированием в области механики и архитектуры. В 1482 г., во время правления Лодовико Моро, Леонардо приезжает в Милан и остается здесь до 1499 г., до падения власти Лодовико. В Милане он пишет разнообразные трактаты, занимается инженерной деятельностью. В этот период завершается его формирование как художника. После пребывания в Мантуе, Венеции и Флоренции Леонардо в 1502 г. поступает на службу к Чезаре Борджиа в качестве архитектора и военного инженера. После свержения Валентине в 1503 г. Леонардо вновь возвращается во Флоренцию; здесь он занимается анатомией и решает проблемы, связанные с полетом человека, что позже приведет к изобретению летательного аппарата. К этому периоду относится создание "Джоконды". В 1506 г. Леонардо возвращается в Милан и поступает на службу к королю Франции. Когда в 1512 г. власть в Милане вновь переходит в руки рода Сфорца, он переезжает в Рим, на этот раз — под покровительство папы Льва X. В 1516 г. он отправляется во Францию в качестве придворного художника, инженера, архитектора и механика. Леонардо умер 2 мая 1519 г. в замке Клу, близ Амбуаза, где он был гостем короля Франциска I.

Капелла  Губерта в Амбуазе
Гробница Леонардо да Винчи
Капелла Св. Губерта в Амбуазе
Гробница Леонардо да Винчи
в капелле Св. Губерта

"Современники обычно называли Леонардо маэстро и маэстро художник; в герцогском дипломе Чезаре Борджиа он назван архитектором и главным инженером. Однако Франциск I обычно называл его величайшим философом, так же именовал его Вазари — правда, несколько иронически, имея в виду, что он любил “капризно и своевольно философствовать о естественных вещах” и считал себя “более философом, нежели христианином”" (К. Карбонара). Посмотрим, каковы же были философские искания Леонардо.Прежде всего Леонардо является человеком Возрождения не только потому, что он — мыслитель универсального типа, т. е. не ограничивается какой-либо одной областью знаний, но и потому, что в его рассуждениях можно обнаружить следы неоплатонизма, — например, когда он обращает внимание на параллелизм человека и космоса (универсума). "Человека в античности называли микрокосмом; и это действительно точное наименование, ибо человек состоит из земли, воды, воздуха и огня и, тем самым, его строение схоже со строением мира; человек имеет кости, служащие основой и поддержкой плоти, — мир имеет камни, основу земли". Неоплатоническая идея параллелизма микрокосма и макрокосма имеет, однако, у Леонардо несколько иное преломление, нежели в мистико-анимистической концепции неоплатонизма: она служит Леонардо для ле-гитимизации механистического строения всей природы. Оно происходит от Бога, и это действительно необходимое механическое строение. Леонардо не отрицает наличия души, функция которой заключается "в формировании одушевленных тел". Однако он оставляет не имеющие научного обоснования рассуждения о ней "братьям-монахам, которые по вдохновению свыше знают все секреты".Таким образом, то, что становится общим достоянием по наитию свыше, не является знанием. Не обладают знанием и те, кто опирается исключительно на авторитет древних мыслителей. Повторяя традиционные взгляды, они остаются только "глашатаями и декламаторами чужих идей". Не есть знание и то, что сообщают маги и алхимики и вообще все "золотоискатели": эти твердят о фантастических открытиях и опираются в своих объяснениях на причины духовного порядка. Для Леонардо проектировщиком и интерпретатором механического и необходимого строения всей природы является математическая мысль: "Необходимость — руководительница и защитница природы; она — ее основа и создательница, ее узда и вечный образец". Леонардо исключает из числа естественных феноменов — механических и материальных — мистические и духовные силы: "О математики, пролейте свет на это заблуждение! Дух не имеет голоса... поскольку не может быть голоса там, где нет движения и разрыва воздуха; не может быть колебаний воздуха там, где нет инструмента; инструмент не может существовать вне тела; а раз это так, дух не может иметь ни голоса, ни формы, ни силы... где нет жил и костей, не может быть никакой силы и никакого движения, производимого воображаемыми духами".

в начало

Источники: Васари Г. "Жизни художников", избранное, переведено Г.Буллом, Лондон,1971г.
Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3. Новое время. - ТОО ТК "Петрополис", 1996. C. 3-5.
http://www.starat.narod.ru
http://renaissance.rchgi.spb.ru
http://luara.worldstreasure.com

Перейти на страницу ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
Главное меню ЭНЦИКЛОПЕДИИ
в начало


темы|понятия|род занятий|открытия|произведения|изобретения|явления
вид творчества|события|биографии|портреты|образовательный каталог|поиск в энциклопедии

Главная страница ЭНЦИКЛОПЕДИИ
Письмо администратору сайта Copyright © 2004-05 vlibs.ru
Design and conception BEstudio © 2004-05